Воздушные клапаны применяются в качестве запорных и регулирующих расход воздуха устройств.
По назначению воздушные клапаны разделяют на основные типы:
Приемный воздушный клапан - служит включения (отключения) установки и регулирования количества поступающего наружного воздуха.
Проходной воздушный клапан - предназначен для регулирования количества воздуха, поступающего в воздушные камеры или воздуховоды.
Сдвоенный воздушный клапан - используется для пропорционального регулирования соотношения количеств наружного и рециркуляционного воздуха
Воздушный клапан состоит из корпуса, поворотных створок и привода, осуществляющего поворот створок через систему шестеренок. Корпус клапана выполнен из оцинкованной стали; створки - алюминиевые с резиновыми уплотняющими прокладками или без них. Полимерные шестеренки располагаются внутри или снаружи корпуса клапана.
Размещение клапана возможно снаружи и внутри установки.
Применяются два типа клапанов по направлению поворота створок клапана: с параллельными и встречными створками.
Особенности воздушных клапанов для различных исполнений установок:
При установке воздушного клапана в плоскости живого сечения установки монтаж выполняется в следующей последовательности: соединяют присоединительную панель и клапан; присоединяют собранный клапан вставкой к контрфланцу; снимают транспортировочные косынки; присоединяют вторую сторону к секции кондиционера.
При установке воздушного клапана в плоскости, перпендикулярной живому сечению кондиционера, монтаж ведут следующим образом: закрепляют клапан на воздушной камере; снимают транспортировочные косынки; закрепляют на клапане кронштейн, на котором монтируют ручной привод или исполнительный механизм; присоединяют тяги.
После сборки клапанов проверяют плотность перекрытия лопатками живого сечения клапана. У сдвоенного клапана определяется плотность перекрытия лопатками живого сечения одного из клапанов и открытие лопаток другого клапана. При неплотном прилегании лопаток к упору ослабляют крепление вильчатого рычага, для этого поворачивают лопатку до упора и закрепляют вильчатый рычаг. Кроме того, проверяют свободный поворот лопаток и плотность затяжки болтов всех соединений.
Для нормальной работы воздушных клапанов их отклонение от соосности относительно контрфланцев не должно превышать 2 мм. При этом неплоскостность смежных фланцев должна быть не более 2 мм и отклонение от перпендикулярности сторон фланца - не более 1,5 мм.